Неисчислимыми материальными
потерями, пылающими городами и деревнями, неимоверными людскими страданиями и
миллионами преждевременно оборванных человеческих жизней вошла в нашу историю
Великая Отечественная война. Беларусь с первых часов войны оказалась в огне
жестоких боёв. Ареной боевых действий стала и земля Толочинщины, лежавшая на
пути врага, который рвался к Москве. Наши войска, ведя тяжёлые оборонительные
бои, вынуждены были отступать под натиском превышающих сил противника.
Перед частями Западного фронта стояла задача
задержать противника и не допустить прорыва через Березину в направлении Орши.
Из Подмосковья в район Борисова была перекинута 1-я Московская мотострелковая
дивизия под командыванием полковника Якова
Григорьевича Крейзера. Впереди дивизии действовал разведбатальон под
командыванием капитана П. Т. Цыганкова,
который за смелые боевые действия в июле 1941г. был награждён орденом Ленина.
К 12 часам 30 июня 1941г. 1-я Московская мотострелковая дивизия заняла рубеж
обороны на восточном бергу Березины. В её состав входили 6-ой и 175-ый
мотострелковые, 12-ый танковый,
13-ый артилерийский полки; 300-ый
зенитный и 123-ий противотанковый
артилерийские дивизионы; 93-ий
разведбатальон,батальон связи , инженерный батальон и другие специальные
подразделения. Дивизия имела более 220 танков БТ-7м , в том числе 40 танков
Т-34 и 10 - КВ, 54 гаубицы калибра 122 мм, 18 пушек калибра 45 мм . Дивизия
насчитывала около 12 тысяч человек личного состава . И, когда части фашистского
генерала Гудериана вышли к Березине, то встретили там организованное и усердное
сопротивление воинов-москвичей. За 3 дня жестоких боёв на этом направлении враг
потерял около 70 танков и 3000 солдат и офицеров. Однако количественное
превосходство противника не давало возможности дивизии занять устойчивую
оборону. Тогда было принято решение силами 12-го танкового и 6-го
мотострелкового полков контратаковать противника, который прорвался к Лошнице. В ходе контратаки разгорелась
великая танковая битва, в которой с обеих сторон участвовало более 300 танков.
Наши танки КВ и Т-34 показали всю мощность советской брони и значительное
превосходство над танками противника. Враг понёс значительные потери в танках и
другой боевой технике. Его наступление было остановлено до 5 июля, а части
нашей дивизии выиграли время для занятия обороны на реке Нача.
Группа сапёров-подрывников получила приказ
пропустить по мосту через реку Нача
все наши танки и затем взорвать его. Когда на мост зашёл первый вражеский танк,
взрыв поднял его вверх. Сапёры-подрывники Ткач
и Бондаренко знали, что не успеют
спрятаться в укрытие. Они погибли как герои и отрезали дорогу фашистским
танкам. В дальнейшем, чтобы избежать окружения, Яков
Григорьевич Крейзер применил тактику движимой обороны. Днём советские войска
вели бои, а ночью незаметно отрывались от противника на 10-12 км и занимали
оборону на следующем удобном рубеже. Так
на протяжении многих суток безостановочных боёв выматывались силы противника,
сдерживалось его наступление.
Жестокие бои разгорелись за Толочин. Вечером 5 июля враг захватил автомагистраль Минск-Москва на участке от
Славень до Толочина и разместил там свои передовые подразделения. Утром 6 июля мотострелковые полки подошли к
реке Друть. Крейзер решил ударом с севера и юга по сходящимся направлениям на
Толочин освободить этот населённый пункт и сново завладеть автострадой. В
голове 6-го мотострелкового полка шел
батальон капитана Василия Былинкина,
который обнаружил двигующуюся по автостраде на Толочин большую немецкую автоколонну с мотопехотой и различными грузами. Былинкин
открыл по колонне огонь и атаковал её. На помощь к нему подошёл батальон Павла Шурухина, который за время войны
стал генерал-майором и дважды Героем Советского Союза. С севера по
фашистам ударил 175-ый мотострелковый
полк. В ожесточённом бою, который переходил в рукопашную схватку, дивизия
разбила автоколонну противника. Немцы потеряли 200 человек убитыми. Было взято
в плен 800 солдат и офицеров, захвачено 350 исправных автомашин и знамя
Берлинского 47-го танкового корпуса. На протяжении суток наша дивизия
удерживала город. Гитлеровцы подтянули все свои силы, находившиеся в районе
Борисова, обрушив на наши части мощные удары авиации и артилерии. Город дважды
переходил из рук в руки. Вечером 9 июля
под нажимом врага 1-я мотострелковая дивизия вынуждена была отойти на новый
рубеж обороны – Кохоново.
В боях за районный центр участвовали и воины
115-го танкового полка под командыванием майора Сергеева. Заместитель командира роты лейтенант М. Б. Митрохин уничтожил несколько артилерийских расчётов и
бронемашин противника.
Смело действовали артилеристы 123-го особого
дивизиона противотанковых артилерий. Когда выбыл из строя командир одной из
артилерий, рядовой В. В. Кочетов
заменил его и уничтожил миномётную батарею врага.
В составе 1-ой Московской мотострелковой
дивизии встретил Великую Отечественную войну и наш земляк- Михаил Иванович Кривицкий, где он проходил срочную службу. В июле
сорок первого Михаилу Ивановичу пришлось отступать через родные места .
Навсегда запомнились ему тяжёлые оборонительные бои под Толочином. Защищал
Михаил Иванович и Сталинград, участвовал в операции «Багратион». Последний его
бой был за крепость Кёнигсберг, где он был тяжело ранен и комисован по
инвалидности. Награждён Орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-ой
степени ,пятью боевыми медалями.
10
июля, защищая мост через реку Адров на шоссе Минск-Москва, совершил свой
подвиг Николай Михайлович Дмитриев,
наводчик противотанковой артилерии. Отбивая атаки, уничтожил 3 танка
противника. Оставшись один возле артилерийской установки, был тяжело ранен,
однако бой не прекращал. Дмитриев терял сознание, падал, но приходил в себя и
стрелял. Вскоре бой утих. Врачи достали из тела Николая Михайловича Дмитриева
17 осколков. 31 августа 1941г. ему
было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях на участке Борисов-Орша, имевших
большое значение, проходили первое
боевое крещение воины 1-й мотострелковой дивизии. Более 300 солдат и
офицеров были награждены орденами и
медалями. Формирование Московской
Пролетарской дивизии, с дислокацией
её в Москве, началось 29 декабря 1926
по указу наркома обороны СССР К. Я. Ворошилова. По замыслу советского
правительства дивизия должна была стать ( и она на самом деле стала ) школой, в
которой проходили военную службу трудящиеся Москвы. Новые образцы вооружения и
боевой техники обычно проходили испытания на её стрельбищах и тактических
полях. Из рядов дивизии вышли известные всей стране военачальники : Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов, главный
маршал артилерии Н. Н. Воронов, генерал армии К. Н. Галицкий , П. И. Батов и
многие другие. В мае 1940 г. дивизия была переформирована в 1–ю Московскую мотострелковую , что было
обусловлено дальнейшим развитием нашей индустрии. 1-я мотострелковая дивизия
одна из первых стала гвардейской.
В начале июля в районе Борисова и Толочина
жестокие бои шли и на земле и в воздухе. Действия эскадрилей 213-го и 214-го
бомбардировочных авиаполков, которые базировались возле деревни Зубово недалеко
от Орши, прикрывали истребители 401-го истрибительного авиаполка, которым
командовал подполковник Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун. 4 июля 1941г. Степан Павлович вместе с
девяткой лётчиков эскадрильи офицера В. И. Хомякова сопровождал группу
бомбардировщиков, наносивших удар по вражеской переправе на Березине.
Выполнивши это задание, Степан Павлович Супрун отдал приказ эскадрильи
следовать на свой аэродром, а сам решил произвести воздушную разведку. На
аэродром Степан Павлович не возвратился.
Степан Павлович Супрун родился 2
августа 1907 г. в селе Речки Белопольского района Сумской области. С 1929 г. в Красной Армии. Первую
авиационную специальность получил в 1930
г., окончив школу младших авиационных специалистов. Образование продолжил в
Смоленской школе военных пилотов. Испытал более 150 типов самолётов будучи
лётчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС. За заслуги в
освоении новой техники и геройства при испытании самолётов в 1936 г. награждён Орденом Ленина. С июля 1939 г. командовал группой
истребителей в Китае, прикрывая важные объекты от налётов японской авиации. За
успешное выполнение этого задания и проявленное мужество и героизм Степан
Павлович был награждён Золотой Звездой
Героя Советского Союза ( 20.05.1940 г. ) .
Являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В Великую
Отечественную войну Степан Павлович Супрун вступил опытным и прославленным
лётчиком, командиром 401-го истребительного полка, сформированного из
лётчиков-испытателей. В первом же бою уничтожил 2 самолёта противника. Лётчики
полка под его командованием только 2 и 3 июля
1941 г. сбили 8 самолётов . Подполковник С . П . Супрун погиб 4 июля
1941 г. в неравном бою с 6 вражескими
самолётами около д. Монастыри (ныне д. Полевая ) . Много лет оставались неизвестными
обстоятельства гибели и место захоронения Степана Супруна. После исчезновения
лётчика поиски велись, но были безуспешны, а вскорости Белоруссия была
оккупирована. После освобождения Беларуси, по инициативе брата героя
подполковника Ф. П. Супруна, поиски были возобновлены. Районом вероятного падения самолёта был обозначен
треугольник Лепель-Толочин-Борисов – площадью более 4 тыс. км /2. Ситуацию
прояснили документы, найденные родными Степана Павловича в архиве Министерства
обороны. В донесении Нестерцева, командира
23-й авиационной дивизии, в которую входил 401-й истребительный полк,
начальнику штаба ВВС Западного фронта
говорилось, что в районе г. Толочин был выявлен сгоревший самолёт и труп
лётчика. В обломках самолёта найдена Звезда Героя Советского Союза.
В 1960 г. Ф. П. Супрун через Толочинскую
районную газету « Ленинец » обратился с просьбой к жителям сообщить о месте
предполагаемого падения сбитых в начале войны самолётах.
На следующий же день в редакцию пришёл житель
д. Сурновка Толочинского района, колхозный кузнец Михаил Ефимович Покатович. Он рассказал, что 4 июля 1941 г., будучи бойцом поста воздушного наблюдения в районе
Друцкого городища, стал свидетелем боя советского истребителя с 6 фашистскими самолётами. Советский лётчик
сбил немецкий истребитель, но и сам был подожжён. Командир поста и бойцы
воздушного наблюдения отыскали место падения самолёта и 5 июля 1941 г. местные
жители Д. П. Василевский и А. Я. Акулович похоронили лётчика. Гроб сделали из
металлических щитов обшивки самолёта. Во время войны эти люди погибли и точное
место захоронения не знал никто.
Михаил Ефимович Покатович показал примерное
место падения самолёта . И с помощью сапёров одной из частей Белорусского
военного округа под командованием майора А. С. Говрутина останки лётчика были
найдены. Удалось найти и части его самолёта. По этих и других приметах было
установлено, что недалеко от д.Полевая (ранее д. Монастыри ) Толочинского
района погиб смертью храбрых Степан Павлович Супрун. Его останки были
перевезены в Москву и перезахоронены семьёй на Новодевичьем кладбище. 22
июля 1941 г. за подвиг при выполнении боевого задания, а также за умелое
командование полком, оснащенным новыми истребителями МИГ-3, и личную отвагу
Степан Павлович Супрун, один из первых в стране, был награждён второй медалью « Золотая Звезда ».
Именем С. П. Супруна названы улицы в Москве,
Сумах и Толочине . Установлены памятники на родине героя – в с. Речки, на месте
гибели, на могиле, в Сумах.
|